Обособленное подразделение юридического лица. Понятие обособленного подразделения В каком случае создается обособленное подразделение

Как бы странно это ни звучало, но создать можно неумышленно. Такие случаи достаточно часто встречаются на практике. Нередко это "неумышленное" действие влечет ряд негативных последствий. Рассмотрим далее, что собой представляет .

Определение

Обособленное структурное подразделение юридического лица - это предприятие, открытое основной организацией и соответствующее ряду требований, закрепленных законодательством. Чтобы компания была признана в этом статусе, необходимо соблюсти ряд условий. В первую очередь на таком предприятии должны существовать рабочие места стационарного типа, оборудованные должным образом. Они будут считаться созданными, если сформированы на срок, превышающий месяц. Еще одно требование - территориальная обособленность от главной организации.

Нюансы

Стоит отметить, что будет считаться таковым вне зависимости от того, отражен процесс его образования в учредительной или другой организационно-распорядительной документации или нет. Если оно начало работу, то должны быть соблюдены требования закона. Для признания не будут иметь значения полномочия и .

Рабочее место

Его понятие раскрывается в 209-й статье ТК. Рабочим называется место, куда гражданин прибывает для осуществления своей производственной деятельности. При этом оно должно косвенно либо прямо контролироваться нанимателем. В последнее время стали весьма распространены так называемые "удаленные (виртуальные) офисы". Сотрудники многих предприятий работают у себя дома, используя свои технические средства (компьютеры, в частности).

Жилплощадь этих граждан, разумеется, не может контролироваться нанимателем ни прямо, ни даже косвенно. Соответственно, в этом случае обособленное подразделение юридического лица не создается. Следует учесть еще один очень важный факт. Рабочее место обязательно должно создаваться самим юрлицом. Не имеет значения, арендовано будет помещение, в котором оно будет сформировано, или находиться в собственности. К примеру, клининговая компания отправляет сотрудницу в офис к клиенту для осуществления ежедневной уборки в течение двух мес. В данном случае создания подразделения не будет, поскольку помещение или даже отдельная его часть нанимателю не принадлежат. В этой ситуации сотрудница считается командированной.

Мнение минфина

Министерство считает, что рассмотрение каждого случая потенциального создания подразделения необходимо производить с учетом конкретных обстоятельств и факторов. Специалисты поясняют, что решение вопроса об отсутствии либо наличии признаков такого предприятия должно осуществляться с принятием во внимание существенных условий договоров (предоставления услуг, подряда, аренды и пр.), которые были заключены между организацией и контрагентом. Учитывать следует все фактические обстоятельства, связанные с деятельностью, осуществляемой российскими юридическими лицами. Обособленных подразделений у организации может быть много. Законодательные нормы не содержат никаких ограничений на этот счет.

Территориальная обособленность

Это второй признак, которому должно соответствовать предприятие, открытое основной организацией. В законодательстве отсутствует четкое его определение. По мнению экспертов, территориальная обособленность предполагает расположение юрлица вне места главной организации. При этом основной адрес последней должен указываться в учредительной документации.

Классификация

Какими могут быть обособленные подразделения? Филиалы и представительства юридических лиц - два основных вида предприятий, открытых главной организацией. Каждый из них имеет ряд особенностей. Представительство - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая указана в учредительных документах головной организации, выражает ее интересы и обеспечивает их защиту. Понятие раскрывается в 55-й статье ГК (п. 1). Филиал - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая, опять же, указана в учредительных документах головной организации и реализует все ее задачи либо какую-то конкретную их часть. Определение присутствует в указанной выше статье в п. 2. Таким образом, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, выполняющее достаточно большой объем задач.

Требования

Законодательство не предписывает обязательную разработку положений, на основании которых будут действовать обособленные подразделения юридического лица. Форма этого нормативного акта, соответственно, не включена в число унифицированных. Однако на практике выработаны типовые положения, которыми организация может руководствоваться. Необходимо также отметить, что сведения о созданных обособленных подразделениях должны присутствовать в учредительной документации головного предприятия. Соответствующее требование установлено в п. 3 55-й статьи ГК. Нормы допускают деятельность подразделений без руководителя.

Важный момент

Следует подчеркнуть, что осуществления деятельности головной организации, не может являться самостоятельным субъектом налоговых и гражданско-правовых отношений. На них возлагается обязанность по совершению обязательных бюджетных отчислений. Но в данном случае речь идет о деятельности головной организации через ее обособленное подразделение.

Постановка на учет

Законом предусмотрена процедура, проведение которой обеспечивает признание правомерности деятельности, которую ведет обособленное подразделение юридического лица. Регистрация производится в налоговом органе по адресу нахождения созданного предприятия. При этом постановку на учет необходимо осуществить в месячный срок с даты образования предприятия. Соответствующее предписание содержится в 83-й статье НК (п. 4).

Особенности процедуры

На практике бывает так, что обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места деятельности головной организации, не начало работу в течение первого месяца с момента своего создания. В таком случае подавать заявление в ФНС нет необходимости. Если же спустя 2 месяца предприятие все же начало работу, то встать на учет нужно в обязательном порядке. При этом, соответственно, сделать это, не нарушая предписаний НК, не получится. Эксперты рекомендуют все-таки зарегистрировать подразделение в установленный законом срок, даже если в первый месяц оно работать не будет. Формальное соблюдение процедуры позволит избежать множества проблем в будущем.

Уведомление

Кроме постановки на учет подразделения по месту его расположения, головная организация обязана известить налоговую инспекцию по адресу своего нахождения о создании предприятия. Аналогичное уведомление обязательно и в случае закрытия фирмы. В последнем случае извещение должно быть направлено в течение месяца. Сообщение оформляется по ф. С-09-3.

Соблюдение требований при открытии нескольких предприятий

Если организация создает несколько подразделений в пределах муниципалитета, в котором сама осуществляет деятельность, то повторно вставать на учет нет необходимости. Соответствующее положение закреплено 83-й статьей в п. 1. В такой ситуации головное предприятие обязано только направить в ФНС сообщение о создании подразделения. Уведомление осуществляется по правилам 23-й статьи (п. 3).

Если же несколько подразделений расположены в одном МО, но на территориях, подведомственных различным инспекциям, постановка на учет может производиться контрольным органом по адресу нахождения одного из них. Его определяет головное предприятие. Приняв решение, организация направляет в инспекцию письмо. Соответственно, оно направляется в ту инспекцию, которая находится по адресу нахождения выбранного предприятия. Уведомление оформляется по ф. КНД № 1111051.

Фактический и юридический адрес

Достаточно часто на практике эти два понятия отождествляются. Под юридическим адресом подразумевается место расположения организации. Его определение регламентируется ГК, 54-й статьей (п. 2): установлено, что адрес расположения предприятия соответствует адресу регистрации. Эта процедура осуществляется на территории, где находится исполнительный постоянно действующий орган фирмы. Если же он отсутствует, адрес регистрации совпадает с тем, который имеет другое лицо или структура, обладающая правом действовать от имени предприятия без доверенности.

Фактическим считается адрес, по которому компания ведет свою деятельность. Некоторые территориальные налоговые инспекции по данному вопросу высказывают следующее мнение. Они полагают, что по фактическому адресу работает подразделение, а по юридическому находится головная организация.

Многие специалисты считают такой подход неверным. Как указывает законодательство, одним из ключевых признаков подразделения вступает его территориальная обособленность. Если же предприятие осуществляет деятельность по адресу, который отличается от того, что зафиксирован в учредительной документации, оно не соответствует этому критерию. Дело в том, что по юридическому адресу в таком случае никого нет, соответственно, головная организация отсутствует. А ее наличие - обязательное условие по умолчанию.

Ответственность

Если обособленное подразделение юридического лица, расположенное по адресу, отличающемуся от того, по которому работает головное предприятие, не поставлено на учет в установленном порядке, НК предусматривает разные виды санкций. В первую очередь за нарушение сроков виновным грозит штраф до 5 тыс. р. (ст. 116). Увеличение взыскания вдвое произойдет, если просрочка допущена более 90 дней. При этом стоит сказать, что санкции за неуведомление ФНС о закрытии либо создании подразделения НК не предусмотрены.

117-я статья устанавливает ответственность за работу без постановки на учет. Суммы денежных взысканий по этой норме существенно больше. Так, 117-я статья устанавливает, что за ведение деятельности с нарушением правил регистрации вменяется штраф 10 % от прибыли, полученной в ходе такой работы. При этом сумма взыскания не может быть менее 20 тыс. р. Если деятельность осуществлялась больше 3 мес., то размер штрафа удваивается. 116-я статья применяется в случае, если головная организация не направила заявление о постановке на учет в установленный срок, а 117-я норма - если контрольный орган выявил факт осуществления деятельности без регистрации.

Специфика судебной практики

Есть мнение, что 117-я статья распространяется на ведение деятельности без регистрации вообще, а не конкретно подразделения. Другими словами, если предприятие стоит на учете, то вменить ей санкции за работу через другую открытую ею фирму нельзя. Между тем, далеко не все судебные инстанции это мнение разделяют. Во избежание проблем при расширении бизнеса специалисты рекомендуют выполнять все предписания законодательства.

ПФР

Регистрации в фонде подлежат подразделения, имеющие выделенный баланс, р/с и начисляющие зарплату сотрудникам. Постановка на учет производится на основании данных ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция в пятидневный срок с даты получения уведомления о формировании подразделения направляет их в управление ПФР по адресу расположения ОП. Фонд, в свою очередь, передает страхователю 2 экземпляра извещения. Один из них в десятидневный срок должен быть передан в ПФР по адресу нахождения головной организации.

ФСС

Для регистрации в этом фонде подразделение также должно иметь самостоятельный баланс, работников, которым оно начисляет зарплату, а также расчетный счет. Постановка на учет производится в территориальном отделении ФСС по адресу ведения деятельности ОП. С даты создания подразделения головное предприятие в тридцатидневный срок подает заявление и копии:

  1. Св-ва о госрегистрации.
  2. Уведомлений о постановке на учет в ФНС (отдельно для ОП и головной организации).
  3. Документов, подтверждающие создание подразделения. Это может быть устав, в котором присутствуют соответствующие сведения, доверенность, предоставленная руководителю ОП.
  4. Информационного письма органа статистики.
  5. Уведомления о постановке на учет в ФСС основной организации.
  6. Справок из банка о р/с, если они были открыты к моменту обращения в фонд.

НДФЛ

Исчисление налога осуществляют исходя из сумм, выплаченных работникам соответствующих подразделений. НДФЛ отчисляется по адресу расположения каждого предприятия, открытого головной организацией. Сдавать отчеты необходимо в инспекцию по адресу учета ОП. В ряде случаев работник заключает договор с головной организацией, а трудовую деятельность ведет в подразделении. В таких ситуациях уплата НДФЛ производится в ИФНС по адресу нахождения ОП. Если регистрация подразделения в налоговом органе была произведена не в начале месяца, перечисление налога осуществляется пропорционально доле зарплаты, выданной работнику за время трудовой деятельности. Необходимо учесть, что уплата НДФЛ, а также сдача отчетности производится только тогда, когда ОП имеет самостоятельный баланс и банковский счет. В противном случае эта обязанность возлагается на головное предприятие. Она осуществляет отчисление НДФЛ и подачу налоговой отчетности в ту инспекцию, в которой стоит на учете.

Страховые взносы

Они начисляются исходя из зарплаты сотрудников подразделения. Выплата взносов производится в бюджет того региона, в котором находится ОП. Отчетность необходимо сдавать в филиал ФСС либо управление ПФР, где обособленное подразделение было поставлено на учет. При расширении бизнеса необходимо принимать во внимание обязательства, которые возлагает законодательство на предприятие. В их числе своевременное отчисление налогов и взносов в фонды. Нарушение предписаний повлечет ответственность.

"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

Создавая обособленное подразделение, организация должна выполнить ряд требований по постановке на налоговый учет. О том, в какие сроки это нужно сделать, какие потребуются документы, как снять с учета подразделение, вы узнаете из этой статьи.

Мы привыкли воспринимать обособленное подразделение как отдельную структуру, созданную организацией в процессе осуществления своей деятельности. Но при этом важно иметь в виду, что определение обособленного подразделения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ, значительно шире гражданско-правового определения обособленного подразделения и в большинстве случаев организации необходимо зарегистрировать в налоговом органе создаваемое обособленное подразделение.

Условия создания обособленных подразделений организации

Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

С точки зрения Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

  • территориальная обособленность;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

Рассмотрим подробнее эти признаки.

Территориальная обособленность

В связи с тем что критерий территориальной обособленности Налоговым кодексом РФ не установлен, необходимо руководствоваться разъяснениями финансовых и налоговых органов.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, т.е. по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Аналогичное мнение высказывается представителями налоговых органов.

Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах (см. Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35).

Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация не обязана вставать на учет в том же самом налоговом органе в связи с созданием этого обособленного подразделения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Оборудованные стационарные рабочие места

Основным признаком, характеризующим обособленное подразделение организации, является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ), но Налоговым кодексом РФ не урегулирован вопрос о том, что считается оборудованием рабочего места.

Судебные органы считают, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение работниками таких обязанностей (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК).

Еще один спорный вопрос - образуется ли обособленное подразделение организации при наличии у нее вне места нахождения только одного стационарного рабочего места или таких рабочих мест должно быть два и более.

Ранее судебными органами высказывалось мнение, согласно которому при наличии одного рабочего места обособленное подразделение не образуется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01).

Однако позднее позиция арбитражных судов в этом вопросе изменилась. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 указывается, что постановка на учет обособленного подразделения обязательна и в том случае, если в нем создано одно рабочее место. Эту позицию занял и ФАС Центрального округа (см. Постановление от 26.07.2004 N А62-1493/04). ФАС Северо-Западного округа также исходил из того, что создание одного рабочего места является основанием для постановки обособленного подразделения на учет (см. Постановление от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

Такая же точка зрения изложена в Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".

По мнению МНС России, такой критерий обособленного подразделения, как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, полагает министерство, так как в ст. 11 НК РФ понятие "рабочее место" употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал бы обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Постановка на учет обособленного подразделения организации

В течение одного месяца после создания обособленного подразделения организация обязана сообщить о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе РФ не определен.

По мнению налоговых органов, дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков обособленного подразделения, установленных ст. 11 НК РФ (см. статью "О постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений", журнал "Налоговый вестник", 2004, N 9).

Так, датой создания обособленного подразделения будет считаться дата решения общего собрания акционеров об открытии филиала в другом городе.

Некоторыми судебными органами высказывается точка зрения, согласно которой датой создания обособленного подразделения в форме филиала является дата внесения изменений в учредительные документы организации (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2004 N А35-7602/03-С4).

Однако в большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 N КА-А40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 N А29-8668/2003а, Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 N Ф04/2319-394/А70-2003).

Созданием обособленного подразделения является, например, заключение договора аренды нежилого помещения, используемого в производственной деятельности этого подразделения.

Документы, представляемые при постановке на учет

Рекомендуемая форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".

Как следует из названия этой формы, она носит рекомендательный характер, т.е. организация вправе подать сообщение и в произвольной форме, но сделать это нужно обязательно. Срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения организации - 1 месяц с момента его создания (ст. 23 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ (далее - заявление) и порядок его заполнения содержатся в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

Срок подачи заявления - 1 месяц с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с копией свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Таким образом, организация может быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

К документам, подтверждающим создание обособленного подразделения организации, относятся: положение о филиале (представительстве), приказ о создании филиала (представительства), доверенность, выданная руководителю филиала (представительства), и др. Если обособленное подразделение не оформлено как филиал или представительство, то его создание подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иные документы финансово-хозяйственной деятельности).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов.

При этом новый ИНН не присваивается. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

При постановке на учет обособленного подразделения организации выдается уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Постановка на налоговый учет и снятие с учета производятся бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Ответственность за непредставление сообщения о создании подразделения и нарушение сроков постановки на учет

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Одновременно должностное лицо организации, ответственное за представление в установленный ст. 23 НК РФ срок сообщения о создании обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст. 116 НК РФ. За это же нарушение руководитель фирмы может быть оштрафован на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если созданным, но не поставленным на учет обособленным подразделением организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, которой предусмотрено взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб., а при ведении такой деятельности более трех месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй - в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий - в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Ликвидация обособленного подразделения организации

При ликвидации обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

По месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление о снятии его с учета (п. 5 ст. 84 НК РФ). Форма заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения и порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Заявление о снятии с учета подается в одном экземпляре.

Снятие обособленного подразделения с учета осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи организацией заявления.

При ликвидации обособленного подразделения организации не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ). В частных разъяснениях налоговые органы высказывают мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Только что созданное ООО довольно часто не имеет собственного или арендованного офиса и числится только по юридическому адресу. Это может быть домашний адрес руководителя (учредителя) или адрес с почтово-секретарским обслуживанием. Пока еще реальная деятельность не ведется, а предназначенная для ООО корреспонденция, особенно от официальных органов, доходит своевременно, такая ситуация нормальна. Но, рано или поздно, ООО начинает работать, а значит, должно где-то «материализоваться» в пространстве.

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса :

Иногда характер деятельности позволяет вести бизнес из дома или при помощи удаленных работников, но если ООО открывает магазин, склад, офис, производственное помещение или каким-то другим образом начинает вести деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, то надо создавать и регистрировать обособленное подразделение .

Здесь есть важное условие - критерием создания именно обособленного подразделения является наличие хотя бы одного стационарного рабочего места , а оно признается таким, если создано на срок более одного месяца. Понятие рабочего места есть в Трудовом кодексе (ст. 209), из чего можно сделать вывод, что:

  • с работником должен быть заключен трудовой договор;
  • рабочее место находится под контролем работодателя;
  • работник постоянно находится в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

Исходя из этого, склад для хранения, на котором нет постоянного работника, не будет считаться обособленным подразделением. Не считаются им и вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы и т.п. Дистанционные (удаленные) работники также не подпадают под понятие «стационарного рабочего места», поэтому заключение с ними трудовых договоров не требует создания обособленного подразделения.

Обращаем ваше внимание, что индивидуальные предприниматели не должны создавать и регистрировать обособленные подразделения . ИП могут вести деятельность на всей территории РФ, независимо от места государственной регистрации. Если они работают на режиме ЕНВД или купили патент, то должны только дополнительно встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено). Разумеется, возникает вопрос - как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на ? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала . То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях ». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала. А потеря права на ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем. НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Признаки филиала и представительства

Учитывая, к каким неприятным последствиям для плательщика УСН может привести признание обособленного подразделения филиалом, надо знать, какими могут быть его признаки:

  1. Факт создания и начала деятельности филиала или представительства отражается в уставе ООО (с 2016 года это делать необязательно).
  2. Головная организация утвердила положение о филиале или представительстве.
  3. Назначен руководитель обособленного подразделения, который действует по доверенности.
  4. Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность обособленного подразделения, как филиала или представительства.
  5. Филиал или представительство представляет интересы головной организации перед третьими лицами и защищает ее интересы, например, в суде.

Таким образом, чтобы сохранить право на УСН, надо следить, чтобы созданное обособленное подразделение не имело указанных признаков филиала. Кроме того, нужно указать в Положении об обособленном подразделении, что оно не имеет статуса филиала или представительства и не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме (например, магазин занимается только хранением, продажей и доставкой товаров). Создание обособленного подразделения находится в компетенции руководителя ООО, в устав сведения об этом вносить не обязательно.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию , утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Постановка на учет в фондах

Ранее регистрация в Пенсионном фонде при открытии обособленного подразделения проводилась на основании заявления ООО, сейчас эти данные автоматически передает налоговая инспекция. Однако обязанность самостоятельно становится на учет в ФСС осталась.

Для регистрации в ФСС подают нотариально заверенные копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя головного организации, выданное региональным отделением ФСС;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстата);
  • уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  • приказа об открытии, Положения об обособленном подразделении, документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета;
  • оригинал .

Платить единый упрощенный налог и страховые взносы за работников, занятых в обособленном подразделении, надо по месту регистрации головной организации, а НДФЛ с этих работников надо удерживать по месту нахождения обособленного подразделения.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Нарушение сроков подачи сообщений и заявлений о регистрации обособленного подразделения влечет за собой следующие штрафы:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет - 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет - штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • нарушение срока регистрации в ФСС - 5 тысяч рублей или 10 тысяч рублей, если нарушение длится более 90 календарных дней (ст. 19 № 125-ФЗ от 24.07.98).

План действий при создании обособленного подразделения

  1. Определиться, что организация создает обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (т.к. у них другой порядок регистрации).
  2. Убедиться, что созданное рабочее место является стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей. Если работник дистанционный, создавать обособленное подразделение не требуется.
  3. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1.
  4. В течение 30 дней встать на учет в фонд социального страхования.
  5. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09-3-1.

Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов. Является оно филиалом, представительством или обособленным подразделением? Как и куда уплачивать налоги? Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место? На эти и другие вопросы в данной статье отвечает А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Обособленное подразделение в НК РФ

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается

Исходя из определения, приведенного в Налоговом кодексе РФ, с учетом требований пункта 4 статьи 83 кодекса можно выделить существенные признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц);
  • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

В первоочередном порядке при решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

Место нахождения организации и ее подразделения

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, вследствие чего с учетом норм статьи 11 НК РФ в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поскольку соответствующие нормы ГК РФ, а также Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" используют отсылочную норму к положениям законодательного акта, регулирующего вопросы государственной регистрации юридических лиц, обратимся к тексту последнего. Исходя из смысла подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица понимается его адрес. Дополнительная информация в отношении понятия "адрес" содержится в подпункте "д" пункта 2 этой же статьи, в котором под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последнее (то есть стационарные рабочие места) создается по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Обособленное подразделение, филиал или представительство?

Понятие обособленного подразделения необходимо четко отграничивать от схожих по содержанию гражданско-правовых понятий "филиал" и "представительство". К последним в соответствии со статьей 55 ГК РФ относится обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (представительство) или осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиал). В силу прямого указания ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При отсутствии такого указания представительство или филиал не могут считаться созданными.

Данная проблема, в частности, проявилась при применении положений главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения". В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Именно подобная формулировка стала в отдельных случаях поводом для воспрепятствования в применении налогоплательщиками УСН.

Создание обособленного подразделения

Создание обособленного подразделения порождает для налогоплательщика ряд последствий, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации - постановка на учет в налоговых органах, а также исчисление и уплата налогов и сборов не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Обязанность извещения налогового органа о создании обособленного подразделения предусмотрена пунктом 2 статьи 23 НК РФ, обязанность же постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена пунктами 1 и 4 статьи 83 НК РФ. За несоблюдение приведенных требований статьей 116 НК РФ и 15.3 КоАП РФ предусмотрены налоговая и административная ответственность (до 10 000 рублей и до 30 МРОТ соответственно). При этом необходимо учитывать, что если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, то обязанность по постановке на учет в этом же налоговом органе, но по иному основанию (в том числе в случае создания обособленного подразделения) отсутствует (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения приведены и в статье 23, и в статье 83 НК РФ:

  • в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ - в течение одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ - в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (необходимо обратить внимание, что данная норма НК РФ связывает обязанность по направлению заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с фактом осуществления организацией деятельности через указанное обособленное подразделение).

В соответствии со статьей 9 НК РФ под налоговыми органами при применении положений НК РФ понимаются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Поскольку законодатель при решении вопроса о постановке на налоговый учет налогоплательщика при создании обособленного подразделения делает акцент на месте образования такового, можно сделать вывод, что налогоплательщик должен подать соответствующее заявление именно в налоговый орган с соблюдением территориальной юрисдикции, не принимая во внимание специфику учета отдельных групп налогоплательщиков в специализированных налоговых органах (налоговые органы отраслевой или субъектной направленности - строительная, автотранспортная, банковская и т. п.). Данный вывод подтверждается также и тем, что необходимость постановки на учет в налоговых органах по месту создания обособленных подразделений обусловлена положениями НК РФ, предусматривающими обязанность по распределению налоговых обязательств налогоплательщика, в том числе по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Поскольку часть налоговых обязательств налогоплательщика подлежит распределению в бюджеты иных территорий, логично предположить механизм, при котором уплату налогов, приходящихся на указанные территории, контролировали бы территориальные органы по месту нахождения обособленного подразделения. При этом нельзя не признать справедливость доводов о том, что под обособленными подразделением в рамках налоговых правоотношений следует понимать такое подразделение, которое приводит к возникновению у налогоплательщика обязанности по уплате налогов в различные бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В противном случае обособленность такого подразделения приводит лишь к территориальной обособленности, ни коим образом не влияя на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Однако подобная аргументация при всей ее логичности не получила оценки судебными инстанциями.

Стационарные рабочие места

Необходимым признаком создания обособленного подразделения является наличие стационарных рабочих мест, то есть созданных на срок не менее одного месяца. В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируются ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения. Данный подход был полностью поддержан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа при вынесении постановления от 14.02.2001 № Ф03-А59/01-2/96. Применительно к вопросу о количестве стационарных рабочих мест необходимо обратить внимание налогоплательщиков на отдельные арбитражные дела, разрешение которых состоялось не в пользу последних - суд констатировал возможность создания обособленного подразделения и при наличии одного стационарного рабочего места (постановление ФАС МО от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, постановление ФАС ВСО от 09.01.2001 № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1).

Таким образом, можно констатировать, что обязанности налогоплательщика, вытекающие из факта образования обособленного подразделения, возникают с момента оборудования стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, при условии ведения деятельности через указанное обособленное подразделение.

Данная позиция нашла подтверждение во многих судебных актах.

"...как установлено судом и подтверждается материалами дела, с момента назначения на должность, то есть с 07.06.2002 года директор магазина осуществлял только представительские функции, организовывал ремонт помещений, арендуемых для размещения магазина, вел подготовительную работу для получения предприятием товаров для реализации в магазине.

Ремонт помещений закончен 02.09.2002 года.

Стационарные рабочие места оборудованы к 16.09.2002 года, персонал магазина приступил к выполнению своих обязанностей также с 16.09.2002 года.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что налоговой инспекцией не доказаны факт создания стационарных рабочих мест и факт начала финансово-хозяйственной деятельности ранее 16.09.2002...".

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 18.08.2003 № А21-2902/03-С1

Обязанности по уплате налогов

Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений статьи 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Налог на доходы физических лиц (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Единый социальный налог (п. 8 ст. 243 НК РФ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Налог на имущество организаций (ст. 384 НК РФ).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Налог на прибыль организаций (ст. 288 НК РФ).

Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного названной статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Юридическое лицо имеет право открыть собственное обособленное подразделение как одно, так и несколько. В свою очередь, обособленное подразделение подразделяется на филиалы и представительства, а также иные подразделения, например стационарные рабочие места.

Определение, порядок регистрации и требования к ним есть в законодательных актах Российской Федерации. Все они между собой имеют как сходства, так и различия.

Виды и определение

Обособленное подразделение - это удалённый отдел организации, который необходим при расширении компании и появления необходимости вести бизнес в других регионах.

Обособленное подразделение считается таковым, если :

  • его адрес отличается от адреса материнской компании, указанного в Федеральной налоговой службе;
  • присутствует минимум одно рабочее место на сроком более месяца;
  • нанят как минимум один сотрудник;
  • объект, в котором находится подразделение, находится под контролем материнской организации.

Бывает несколько типов:

  • филиал , который может исполнять все или часть функций организации;
  • представительство , имеющее возможность выражать интересы компании и вести их защиту;
  • обыкновенное подразделение компании — дополнительный комплекс организации, находящийся по другому адресу и имеющий минимум одно рабочее место.

Выбор открытия филиала, представительства или подразделения зависит от необходимых задач компании. Для организации или представительства необходимо вносить ряд правок и изменений в учредительные документы.

Данные о представительстве нет нужды вносить в устав компании, что упрощает оформление подобного отдела: отсутствует необходимость подавать заявление в налоговую инспекцию.

Для создания простого обособленного подразделения необходимы:

  • приказ руководства компании об организации подразделения;
  • изменения правил трудового порядка компании;
  • уведомление из налоговой и внебюджетных фондов.

Важные отличия от филиала и состоят в следующем:

  • лёгкость оформления;
  • не обязательно выбирать человека на руководящую должность;
  • подразделение не имеет отдельного счёта в банке;
  • являет собой составную часть компании;
  • в случае изменения адреса достаточно внести правки в документацию;
  • не имеет полномочий принимать на работу сотрудников и увольнять их.

Что такое филиал

Филиал - обособленный от компании отдел, находящийся по другому фактическому адресу и имеющий возможность осуществлять все функции организации и являться её полноценным представителем.

Возможность деятельности филиала гораздо шире, чем у представительства или рядового подразделения. Однако и его оформление куда сложнее. Факт создания филиала в обязательном порядке должен отражаться в документах главной компании.

Решение о создании филиала и о назначении его руководства принимается голосованием членов главенствующей организации . Организатор наделяет филиал его собственным имуществом. В работе отделение опирается на существующие правила головной компании.

Чем является представительство

Представительство занимается выражением интересов головной компании и, при необходимости, их защитой. Все задачи отдела сводятся к представлению интересов и ведению представительских расходов . Обычно не имеет индивидуального счета в банке.

Создание представительства схоже с созданием филиала: в документации головной организации должны имеется записи об учреждении этого вида представительства.

Основные отличия

Как обособленное подразделение, так и филиал зависимы от головной компании и главного офиса. Используемое ими имущество и средства на счетах принадлежат главенствующей организации. Цели их утверждения схожи: расширить возможности действия для компании и местные задачи .

Существенное различие филиала и рядового подразделения заключается в проведении регистрации. Создание обыкновенного подразделения проходит куда легче и быстрее, чем организация филиала. Данные о подразделении не вносятся в учредительные документы головной компании и Федеральную налоговую службу.

Вид организации Филиал Представительство Обособленное подразделение
Задачи работы Выполнение всех или некоторых задач компании Представление и защита интересов головной компании Зависит от потребностей компании
Статус независимого юридического лица Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Наличие записи об организации в учредительных документах компании Запись необходима Запись необходима Запись не нужна
Управление хозяйственной деятельностью Ведётся Не ведётся Ведётся
Документация, необходимая для законной деятельности Положение о создании филиала, внесение данных в устав головной организации Положение о создании представительства, внесение данных в устав организации Указ руководства головной компании
Наличие в пользовании индивидуального счёта Счёт имеется Чаще всего не имеется Не имеется
Место нахождения Нет ограничений Нет ограничений Организация осуществима только в пределах одного субъекта с головной компанией

Решение о необходимости и создании филиала принимается путём голосования среди учредителей компании, в то время как подразделение может организовать один руководитель. Для филиала также требуется передача копий в Федеральную налоговую службу и назначение собственного руководителя, для учреждения подразделения же в этом нет необходимости.

Данные и о филиале, и о представительстве необходимо отразить в учредительных документах организации. Разница учреждений — в их выполняемых функциях.

Филиал, в отличии от представительства, имеет куда более широкий круг задач . Он также может заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, имеет индивидуальный счёт в банке и обладает большим сроком аккредитации.

В то время как представительство занимается лишь представлением интересов главного офиса, филиал может выполнять те же функции, что и сама компания. Существуют виды лицензий, недоступные для получения представительством, но подвластные филиалу.

Регистрация типов организаций

  1. Необходимо подготовить пакет необходимых бумаг и заверить их у нотариуса. Среди них: протокол о создании головной компании, положение о филиале или представительстве, устав организации с внесёнными данными о новой структуре (с названием и адресом), заявление о создании новой структуры, доверенность на главного руководителя филиала или представительства.
  2. Следует передать документы в налоговый орган, который спустя пять рабочих дней выдаст подтверждение внесения изменений в устав компании. Получение документов доступно любому доверенному лицу. В ситуациях, когда бумаги не были забраны вовремя, они пересылаются на компании.
  3. Получаемые после регистрации документы: заверенный устав компании, уведомление о внесении изменений в учредительные документы, .
  4. Следует присвоить организации коды ГОСКОМСТАТа.
  5. Необходимо поставить созданный филиал на учёт в налоговую и провести его регистрацию в фондах.

Создание обособленного подразделения без статуса филиала и представительства:

  1. Необходим указ руководителя головной компании о создании обособленного подразделения.
  2. Следует уведомить налоговый орган о создании подразделения и постановки его на учёт.

Данные об уплате налогов

По закону любая организация обязана встать на учёт в налоговом органе по месту юридического адреса отдельного подразделения. Они также должны докладывать в налоговую о всех изменениях и новых подразделениях в течении трёх дней.

В случае если несколько организаций находятся на территории, подвластной разным инспекциям, но в одном муниципальном образовании, они могут встать на учёт в одной налоговой.

При смене адреса рядового подразделения не следует закрывать его и открывать заново по новому юридическому адресу, достаточно изменить адрес, подав прошение в налоговую.

Нарушение сроков подачи заявление на учёт в налоговый орган влечёт за собой штраф в 10000 рублей . Если при этом велась деятельность, то штраф высчитывается в размере 10% от суммы доходов, но не может быть меньше 40000 рублей.

Постановка на учёт в фондах

Если подразделение имеет отдельный счёт в банке, то регистрация в фондах по месту нахождения должна свершиться не позднее 30 дней с момента создания новой организации .

Чтобы поставить подразделение на учёт в Пенсионном фонде или Фонде социального страхования, следует предоставить пакет документов, заверенных у нотариуса.

Для регистрации в Пенсионном фонде потребуются:

  • данные о постановке на учёт в налоговом органе;
  • уведомление о том, что компания была зарегистрирована в округе, подвластном данному Пенсионному фонду;
  • подтверждение о владении подразделением индивидуального счёта;
  • заявление о регистрации.

Для регистрации в Фонде социального страхования потребуются:

  • данные о государственной регистрации компании;
  • данные о постановке на учёт в налоговой;
  • данные о регистрации в Фонде социального страхования главной компании;
  • указ об открытии;
  • заявление о регистрации;
  • подтверждения о наличии собственного счёта;
  • письмо Росстата.

За нарушение сроков необходимой регистрации предусмотрен штраф в 5000 или 10000 рублей.

Подробнее про регистрацию обособленного подразделения можно узнать из данного видео.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!