Другие известные постройки на Руси этого времени: Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили. Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.
Живопись Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.
Литература Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры: - повести (« Повесть о Дракуле») - беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском) - рассказы. Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.
Книгопечатание XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол». Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.
Культура - это исторически развивающаяся, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и восприятия. Культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.
История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса
Понятие «культура» очень емкое. Оно включает в себя и нравственные нормы, и весь круг идей, которые определяют жизнь социума, и творчество отдельного человека и многое другое. В исследовательской литературе можно обнаружить несколько основных концепций "культуры", которые определяют подходы ученых к истории собственно русской культуры Сторонники первого подхода рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком Сторонники второго подхода, напротив, рассматривают культуру как творческую деятельность человека
В 70-е гг. XX века складывается еще одно толкование культуры. Само его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. Его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. К этому времени стало очевидно, что разобщение гуманитарных наук губительно для гуманитарного знания в целом. В исследовательских кругах было осознано, что выделение сферы материальной и духовной культуры нередко затрудняет понимание смысла, во-первых, самой культуры и, во-вторых, той роли, которую играет культура в жизни общества и человека
В результате оформилось определение культуры, которое тесно связано с функционированием общества, с его социальной жизнью Культура - это способ человеческого существования, совокупность картин мира, которые явно или латентно присутствуют в сознании членов общества и определяют их социальное поведение. Культура - это явление человека в истории или способ, каким он себя обнаруживает и видит в истории.
Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные "пары" противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени
Первый этап развития русской культуры Славянская культура В эпоху господства язычества русская культура была достаточно развита. Существовала особая письменность, похожая на узелковое письмо, имевшая сакральный смысл; была создана система знаков для фиксирования хозяйственной информации В то же время, русская культура языческой эпохи характеризовалась существованием многоженства, оргиастических празднеств, кровной мести и жертвоприношений, как животных, так и человеческих, распространенных у русов, угров и некоторых других народов Русской равнины
Особенности развития культуры на данном этапе: -открытость географического положения (вторжения кочевых народов); -природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности); -создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря); -упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей; -падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство
Второй период связан с династией Романовых (). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры, которую нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой
18
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Развитие русской культуры.
На окраине Владимиро - Суздальской земли возникло небольшое поселение - Москва.
Иван Калита построил в Москве много деревянных и каменных храмов, соборов.
Дмитрий Донской – построил в Москве каменный Кремль.
Первый каменный Кремль.
Вскоре каменные церкви и Кремли стали появляться в других русских городах. Ростовский Кремль Псковский Кремль
По указанию Ивана III Кремль построили из красного кирпича. 31 год велись работы русскими и итальянскими мастерами. Иван III – государь Всея Руси.
Кремль из красного кирпича.
При Иване IV построены: Покровский собор – Храм Василия Блаженного
ЦАРЬ -_ПУШКА была изготовлена в 1586 году. Длина ствола более 5 метров, а вес 40 тонн. ЦАРЬ - КОЛОКОЛ - этот гигант весит 200 тонн.
На Руси никогда не умирало народное творчество.
Русские гуляния
Скоморохи на Руси.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...
Русская культура как основа патриотического воспитания в начальной школе
В статье рассматривается важность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, в основе которого- национальнаякультура своего региона.Автором предлагается многоуровневый подход по при...
Конспект урока по предмету окружающий мир "Золотой век" русской культуры
Конспект урока по предмету окружающий мир, 4 класс, программа "Начальная школа XXI века", автор Н.Ф. Виноградова, тема "Золотой век" русской культуры....
Классный час « Знакомство с шедеврами русской культуры. Андрей Рублёв. Троица»
Классный час расширяет знания детей о русской культуре, знакоми с творчеством Андрея Рублёва, развиает чувство прекрасного....
Cлайд 1
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII в. Чернова Светлана Семеновна, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин БелРИ ПКППСCлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img22.jpg)
Cлайд 24
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img23.jpg)
Cлайд 25
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img24.jpg)
Cлайд 26
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img25.jpg)
Cлайд 27
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img26.jpg)
Cлайд 28
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img27.jpg)
Cлайд 29
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/17/16254/389/img28.jpg)