Скачать презентацию исторический период развитие культуры. Культура Руси XVI века Развитие русской культуры








Другие известные постройки на Руси этого времени: Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили. Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.




Живопись Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.


Литература Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры: - повести (« Повесть о Дракуле») - беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском) - рассказы. Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.


Книгопечатание XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол». Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.






Культура - это исторически развивающаяся, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и восприятия. Культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.


История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса


Понятие «культура» очень емкое. Оно включает в себя и нравственные нормы, и весь круг идей, которые определяют жизнь социума, и творчество отдельного человека и многое другое. В исследовательской литературе можно обнаружить несколько основных концепций "культуры", которые определяют подходы ученых к истории собственно русской культуры Сторонники первого подхода рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком Сторонники второго подхода, напротив, рассматривают культуру как творческую деятельность человека


В 70-е гг. XX века складывается еще одно толкование культуры. Само его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. Его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. К этому времени стало очевидно, что разобщение гуманитарных наук губительно для гуманитарного знания в целом. В исследовательских кругах было осознано, что выделение сферы материальной и духовной культуры нередко затрудняет понимание смысла, во-первых, самой культуры и, во-вторых, той роли, которую играет культура в жизни общества и человека


В результате оформилось определение культуры, которое тесно связано с функционированием общества, с его социальной жизнью Культура - это способ человеческого существования, совокупность картин мира, которые явно или латентно присутствуют в сознании членов общества и определяют их социальное поведение. Культура - это явление человека в истории или способ, каким он себя обнаруживает и видит в истории.


Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные "пары" противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени




Первый этап развития русской культуры Славянская культура В эпоху господства язычества русская культура была достаточно развита. Существовала особая письменность, похожая на узелковое письмо, имевшая сакральный смысл; была создана система знаков для фиксирования хозяйственной информации В то же время, русская культура языческой эпохи характеризовалась существованием многоженства, оргиастических празднеств, кровной мести и жертвоприношений, как животных, так и человеческих, распространенных у русов, угров и некоторых других народов Русской равнины


Особенности развития культуры на данном этапе: -открытость географического положения (вторжения кочевых народов); -природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности); -создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря); -упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей; -падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время




Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство


Второй период связан с династией Романовых (). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.


Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры, которую нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой 18



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие русской культуры.

На окраине Владимиро - Суздальской земли возникло небольшое поселение - Москва.

Иван Калита построил в Москве много деревянных и каменных храмов, соборов.

Дмитрий Донской – построил в Москве каменный Кремль.

Первый каменный Кремль.

Вскоре каменные церкви и Кремли стали появляться в других русских городах. Ростовский Кремль Псковский Кремль

По указанию Ивана III Кремль построили из красного кирпича. 31 год велись работы русскими и итальянскими мастерами. Иван III – государь Всея Руси.

Кремль из красного кирпича.

При Иване IV построены: Покровский собор – Храм Василия Блаженного

ЦАРЬ -_ПУШКА была изготовлена в 1586 году. Длина ствола более 5 метров, а вес 40 тонн. ЦАРЬ - КОЛОКОЛ - этот гигант весит 200 тонн.

На Руси никогда не умирало народное творчество.

Русские гуляния

Скоморохи на Руси.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...

Русская культура как основа патриотического воспитания в начальной школе

В статье рассматривается важность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, в основе которого- национальнаякультура своего региона.Автором предлагается многоуровневый подход по при...

Конспект урока по предмету окружающий мир "Золотой век" русской культуры

Конспект урока по предмету окружающий мир, 4 класс, программа "Начальная школа XXI века", автор Н.Ф. Виноградова, тема "Золотой век" русской культуры....

Классный час « Знакомство с шедеврами русской культуры. Андрей Рублёв. Троица»

Классный час расширяет знания детей о русской культуре, знакоми с творчеством Андрея Рублёва, развиает чувство прекрасного....

Cлайд 1

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII в. Чернова Светлана Семеновна, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин БелРИ ПКППС

Cлайд 2

Периодизация истории русской культуры XVIII в. Первый период (конец XVII – первая четверть XVIII в.) – становление новой культуры. Второй период: (середина – вторая половина XVIII в.)– развитие и расцвет светской дворянской культуры и народной традиционной культуры.

Cлайд 3

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ в XVIII в. В годы правления Петра I проблема школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой. В России начала создаваться система светского образования, которая действовала наряду с системой духовного просвещения.

Cлайд 4

Образование в России в XVIII в. Сословный характер Создание светского образования (начальное, среднее, высшее), действовавшего наряду с системой духовного просвещения Создание новых учебников, развитие книготорговли Открытие первой в России публичной библиотеки (1714 г.)

Cлайд 5

Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II) Талантливый русский педагог И.И. Бецкой – проводник политики Екатерины II в области просвещения, разработал «Генеральное учреждение обоего пола юношества», утвержденное императрицей, для воспитания детей в закрытых сословных учебных заведениях

Cлайд 6

Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II) Создание Воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге(1770) для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев. Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764). Открытие Демидовского лицея для детей купцов и мещан (1772) Открытие Екатерининского института для детей купцов и мещан (1779)

Cлайд 7

Школьная реформа в России (80-е годы XVIII в.) В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, положившая начало созданию системы общеобразовательной школы с едиными учебными планами и единой методикой обучения. Большую роль в проведении реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. Школьная система была двухступенчатой: В уездных городах – малые народные училища (2-летнее обучение) В губернских городах – главные народные училища (4-летнее обучение). К концу XVIII в. в стране было создано 400 народных училищ.

Cлайд 8

Наука в России в XVIII в. Открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.) – важнейший этап развития российской науки в XVIII столетии. В Российской академии наук работали крупные ученые: математики Л.Эйлер, Д. Бернулли, астроном Ж.Делиль, физики Д.Рихман, Ф. Эпинус.

Cлайд 9

Наука в России в XVIII в. М.В. Ломоносов (1711- 1765) – великий русский ученый, один из титанов мировой науки. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где бы не проявился его гений.

Cлайд 10

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Естественно-математические науки: М.В. Ломоносов - один из основоположников физической химии. Открытие закона сохранения энергии Предположения об атомно-молекулярном строении вещества Открытие атмосферы на Венере – основание астрофизики

Cлайд 11

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Гуманитарные науки и литература: В истории М.В. Ломоносов первым выступил против норманской теории; «Российская грамматика» - первая научная грамматика русского языка; В поэзии – создание силлабо-тонического стихосложения (оды, поэмы и стихотворения)

Cлайд 12

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Основатель старейшего Российского университета – Московского (1755) Первыми профессорами университета были его ученики: А. А. Барсов и Н. Н. Поповский. Университет имел три факультета: Философский с отделениями словесным и физико-математическим Юридический Медицинский

Cлайд 13

Техника в России в XVIII в. Кулибин Иван Петрович (1735 - 1818) - русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца. В 1764-67гг. создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 г. императрице Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН.

Cлайд 14

Техника в России в XVIII в. В 1779 Кулибин сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. В 1791 г. Кулибин Иван Петрович изготовил повозку-самокатку, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.

Cлайд 15

Архитектура России XVIII в. В области градостроительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Ее основные черты: Геометрическая правильность, симметричность Единые правила и приемы в застройке улиц Определенное соотношение размеров и высоты зданий.

Cлайд 16

Архитектура России XVIII в. Господствующий стиль архитектуры первой половины XVIII в. – барокко (от итал. «вычурный»). Характерные черты: Монументальность Изогнутые линии фасадов Крупнейший мастер стиля барокко – В.В. Растрелли

Cлайд 17

Архитектура России XVIII в. Доменико Трезини – выдающийся русский архитектор раннего барокко в России, осуществлявший планировку и застройку Петербурга.

Cлайд 18

Архитектура России XVIII в. Д. Трезини – автор знаменитых петербургских архитектурных творений – это собор Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий.

Cлайд 19

Архитектура России XVIII в. В Москве гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки).

Cлайд 20

Литература России XVIII в. Расцвет русской литературы – вторая половина XVIII в., когда была создана развитая система жанров: Ода Басня Элегия Трагедия Комедия Повесть Роман.

Cлайд 21

Литература России XVIII в. Вторая половина XVIII века – начало формирования художественно-реалистического направления в русской литературе (Д.И. Фонвизин). Д.И, Фонвизин –автор комедий «Бригадир», «Недоросль».

Cлайд 22

Литература России XVIII в. В конце XVIII в. В русской литературе развивается стиль сентиментализма – его расцвет связан с творчеством Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»).

Cлайд 23

Живопись в России XVIII в. В первой половине века основные жанры: портрет (А.М. Матвеев и И.Н. Никитин); гравюра (А.Ф.Зубов и А.И. Ростовцев) Во второй половине века основные жанры: исторический и мифологический (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов), бытовой (М.Шибанов), портрет (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В. А. Боровиковский)

Cлайд 24

Cлайд 25

Живопись в России XVIII в. Левицкий Д Г. – крупнейший русский художник второй половины XVIII в., мастер парадного портрета. Портрет Екатерины II (1780) – его известная работа в этом жанре.

Cлайд 26

Живопись в России XVIII в. Портрет М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского – яркий образец сентиментализма в русской живописи конца XVIII в.

Cлайд 27

Скульптура в России XVIII в. Основной жанр русской скульптуры – портрет. Скульпторы: Б. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Э. Фальконе.

Cлайд 28

Скульптура в России XVIII в. Шубин Федот Иванович (1740-1805) - скульптор. Его творчество было вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. Родился на Севере, в семье холмогорских крестьян, среди которых издавна процветала резьба по кости. Зимой 1759 девятнадцатилетним юношей, с обозом рыбы приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться скульптурному мастерству. Возможно, на первых порах ему помог земляк - Ломоносов М.В. В 1761, покровительствуемый Ломоносовым М.В. и первым попечителем Академии художеств Шуваловым И. И., Шубной Ф.И. был внесён в списки учеников под именем Федота Шубина.

Cлайд 29

Скульптура в России XVIII в. Шубин Ф.И. – замечательный мастер скульптурного портрета XVIII в. Портрет Барышникова И.С. 1778 – известная работа его в этом жанре.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!