Мотивация учебной деятельности презентация к уроку на тему. Презентация на тему «Мотивация педагогической деятельности Презентация мотивация в структуре учебной деятельности

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова Педагогические чтения на тему «Работа над музыкальным произведением в процессе подготовки к исполнению» 13 марта 2015 года Доклад на тему «Мотивация педагогической деятельности»

2 слайд

Описание слайда:

Педагогическая деятельность Особый вид социальной деятельности, имеющий целенаправленный характер; Направлена на выполнение социальной функции – передача и трансляция человеческого опыта будущим взрослым (широкий смысл); Выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества; Имеет те же характеристики, что и любой другой вид деятельности – целеположенность, мотивированность, предметность.

3 слайд

Описание слайда:

Структура Педагогической деятельности Цель деятельности Субъект деятельность (педагог) Объект – субъект деятельности (студент) Способы Содержание Результат деятельности

4 слайд

Описание слайда:

Цели педагогической деятельности Основная цель – развитие личности человека в гармонии с самим собой, с природой и социумом; Цели педагогический деятельности представляют собой динамическое явление и имеют сложную иерархическую структуру.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Мотивация Термин от слова «Мотив» - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания.

7 слайд

Описание слайда:

Конюхов Н.И. – доктор психологических наук, профессор «Словарь – справочник по психологии» Мотивация – совокупность стойких мотив, побуждений, определяющих содержание, направленности и характер деятельности личности, ее поведение.

8 слайд

Описание слайда:

Платонов К.К. – отечественный психолог «Краткий словарь системы психологических понятий» Мотивация – процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания.

9 слайд

Описание слайда:

Мотивационные ориентиры Внешние мотивы (например, мотив достижения): престижность работы в определенном образовательном учреждении; адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами личностного и профессионального роста; самоактуализация. Внутренние мотивы: ориентация на процесс и результат деятельности.

10 слайд

Описание слайда:

Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея): Основные признаки доминирования проявляются в желаниях: Контролировать свое социальное окружение. Посредством обольщения, совета, убеждения или приказания воздействовать на поведение людей. Побуждать поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами. Добиваться сотрудничества. Убеждать других в правоте.

11 слайд

Описание слайда:

Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея): За желаниями могут последовать действия (группами): Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать. Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения. Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы. Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду

12 слайд

Описание слайда:

Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея): Разновидности мотива власти: Власть вознаграждения; Власть наказания; Нормативная власть; Власть эталона; Власть знатока; Информационная власть.

13 слайд

Описание слайда:

Мотив власти (потребность в доминировании) Дэвид Кларенс Макклелланд – американский психолог, автор теории потребностей, разработчик новой методики оценки для тематического апперцептивного теста, профессор психологии: Аминов Н.А. выделил 4 стадии развития мотивированности властью Ассимиляция - отношения матери и ребенка («Нечто придает мне силы»). Автономность – средний период детства («Я сам придаю себе силы»). Самоутверждение властью – подросток («Я произвожу впечатление на других»). Продуктивность – зрелый человек («Мне хочется выполнить свой долг»).

14 слайд

Описание слайда:

Пидкасистый П.И. – доктор педагогических наук, профессор Учебное пособие «Педагогика» Доминирующий мотив педагогической деятельности – забота о счастье ребенка, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку.

15 слайд

Описание слайда:

Центрация (А.Б. Орлов) Особым образом построенное простое взаимодействие преподавателя и учащегося, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека, одинаковости переживаний и поведения; Результат личностного роста преподавателя и учащихся, развитие их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом.

16 слайд

Описание слайда:

Центрация (А.Б. Орлов) Основные центрации: Эгоистическая – центрация на интересах своего «Я» Бюрокрастическая – центрация на интересах администрации, руководителей Конфликтная – центрация на интересах коллег Авторитетная – центрация на интересах, запросах родителей учащихся Познавательная – центрация на требованиях средств обучения и воспитания Альтруистическая – центрация на интересах (потребностях) учащихся Гуманистическая – центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администрация, коллег, родителей, учащихся)

17 слайд

Описание слайда:

Показания к педагогической деятельности (Г.В. Павлюк и В.А. Сластенин) Любовь к детям, умение понимать их потребности и интересы. Педагогическая наблюдательность. Умение правильно понимать и объяснять особенности поведения людей в конкретных: жизненных обстоятельствах, вычислять типичное в характере человека. Способность ориентироваться в изменяющихся условиях. Организаторские способности. Многосторонность общих познавательных интересов. Целеустремленность, готовность к волевым усилиям на пути к достижению цели.

18 слайд

Описание слайда:

Противопоказания к педагогической деятельности (Г.В. Павлюк и В.А. Сластенин) Равнодушное отношение к детям. Низкий интеллектуальный уровень знаний. Безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки. Наличие некоторых признаков психического заболевания. Выраженные дефекты речи и слуха.

19 слайд

Описание слайда:

Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве «Эйфорическая» мотивация мотивационный конструкт, обусловленный потребностью в возобновлении переживания особого состояния сознания, характеризующегося наслаждением процессом музыкальной деятельности и интегрирующего все задействованные в ней психические процессы, способности и умения

20 слайд

Описание слайда:

Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве Нормы и правила творческого состояния (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин, Г.М Цыпин и др.) Признаки творческого состояния: – полная поглощенность музыкальной деятельностью, в противовес разрушающей оптимальное творческое состояние поглощенности своей персоной; – сосредоточенность на самом процессе творчества, а не на будущих его результатах; – чувства радости, наслаждения, эйфории от музыкальной деятельности, которые сопровождают и одновременно мотивируют музыкантов к возобновлению и продолжению музыкальной деятельности.

21 слайд

Описание слайда:

Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве Психолого-педагогические методы: – Метод метафорического преобразования (от греч. metaphora – перенесение, образ) представляет собой метод-диалог учащегося и преподавателя и заключается в подборе и сочинении метафор, меняющих отношение к процессу музыкальной деятельности через актуализацию положительного опыта сознания. Главное условие метода – метафора должна помогать ребенку «разотождествиться» - т.е. «отойти» от отрицательного переживания, предлагать замещающий опыт и способствовать преобразованию мешающих ребенку чувств, неблагоприятных эмоциональных состояний в чувства радости и наслаждения от процесса музыкальной деятельности.

22 слайд

Cлайд 1

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации» «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский Подготовила педагог-организатор Валиева З.Ш.

Cлайд 2

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Cлайд 3

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Cлайд 4

Cлайд 5

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

Cлайд 6

Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению положительное безразличное и отрицательное М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

Cлайд 7

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Cлайд 8

Диагностика сформированной мотивации у учащихся Анкета 1 Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Анкета 2 Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Cлайд 9

Cлайд 10

Анкета для родителей Анкета 3 Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2. Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

Cлайд 11

Для формирования положительной мотивации к учению родителям нужно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Cлайд 12

Влияние успеха на жизнедеятельность школьников Дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этих исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.

Cлайд 13

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов Опрос был проведен в школе 12.12.11г. принимали участие 37 учеников (2-3,4) 5-11 классов Доволен вполне 11+ Не всегда 12+ Я часто бываю собой не доволен 4+ Мне это безразлично 2

Cлайд 14

Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени, ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех ценят учителя, умеющего вести урок интересно! Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята, которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по пустякам. Основная же часть, …………….., относится к своим успехам критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает довольно часто (……….. человек). Последняя группа нуждается в помощи классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят какие-то трудности. Недовольство копится постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим, как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить помехи,

Cлайд 15

Помехи успешной учебы Разбросанность интересов 8+ Развлечения (игры, дискотеки 1+ Домашние проблемы 4+ Нереальность выполнения всех домашних заданий 3+ Отсутствие интереса к отдельным предметам 3+ Мои интересы преобладают над школьными заданиями 1+ У меня часто бывает плохое настроение 5+ Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 2+ До моих успехов никому нет дела 1+

Cлайд 16

Помехи успешной учебы Главным мотивом у большинства человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили отдельные ученики. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону.

Cлайд 17

Факторы, способствующие успешной учебе Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов 4 Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 3 Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 0 Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить 4 В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 5 Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно. 11

Cлайд 18

Главным мотивом у ……… человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили …. человек. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону,

Cлайд 19

НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ часто редко Никогда С опасением, что не выучил урок 4 7 26 С удовольствием 9 24 5 С радостью, что встречу друзей 10 23 5 С желанием получить новые знания 10 14 16 С опасением встретить вредного учителя 3 3 32 Боюсь не справиться с контрольной 5 6 27 Иду потому, что так надо 10 0 28 С тревогой, ведь встреча с личным врагом 1 0 0 Учеба меня тяготит, портит настроение 6 16 16 Мне безразлично 0 8 30

Cлайд 20

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оцениваются ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что боятся контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. Присутствуют черты "школы отчуждения": есть учащиеся более 10 человек из 38) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно неуспевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет. Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (10 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе! В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего Настроения. Количество опрошенных составляет 8 человек, из которых у 6 преобладает позитивное состояние На настроение сильно влияет создание ситуаций успеха в педагогическом процессе и оно же оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

18.01.2017 23:52

(Слайд 1 - 2)

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.»

Шалва Амонашвили

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Цель педагогической деятельности - формирование личности, желающей учиться.

(Слайд - 4)

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

(Слайд - 5)

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Виды мотивации:

1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности

. «Отрицательная» - это побуждения школьника,вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

Положительная в двух формах:

Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей).

(Слайд - 7)

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте: а) Познавательная мотивация. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других - талантливый учитель.

б) Мотивация достижения успеха. У детей с высокой успеваемостью ярко вы-ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра-вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано-вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле-дует отличать от престижной мотивации. в) Престижная мотивация. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо-собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по-стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при-водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха. г) Мотивация избегания неудачи. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает-ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы-сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из-бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ-кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. К окончанию началь-ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не-успеха приобретает значительную силу. Тре-вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. д) Компенсаторная мотивация. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис-точником тяжелых переживаний ребенка.

(Слайд - 8)

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

· -личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

· -методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

(Слайд - 9)

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации

(Слайд -10)

Современная школа - это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов, возможностей и спосібностей.

(Слайд - 11)

В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения универсальными учебными действиями (УУД).

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

(Слайд- 12)

Группируются в три основных блока:

1) личностные;

3) предметные.

(Слайд-13) Метапредметные - это регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

(Слайд - 14)Регулятивные ууд начинают формироваться с первых уроков.

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел

Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию познавательной мотивации младшего школьника.

(Слайд -15)

Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки»;

(Слайд 16-18)-

Задания по математике, по русскому языку

(Слайд - 19 -20)-

Работа с сигнальными карточками, контрольно - оценочная деятельность).

(Слайд 21) Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика

  1. « найди отличия»;
  2. «на что похоже?»;
  3. поиск лишнего;
  4. «лабиринты»;
  5. упорядочивание;
  6. «цепочки»;
  7. хитроумные решения;
  8. работа со словарями;
  9. моделирование;
  10. технология критического мышления(ассоциативный куст, сенкан)
  11. дидактические игры;
  12. проектная деятельность
  13. ведение читательских дневников

(Слайд - 22-24)

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. (Окружающий мир «Какие бывают растения?», «Какие бывают животные?»)

Немаловажную роль в формировании познавательных мотивов играют дидактические игры. Если необходимо доказать разнообразие растений, перечислить предметы, помогает «Волшебная палочка», «Микрофон». Передавая ее как эстафету, или микрофон, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат.

(Слайд- 28) Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность. Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, впоследствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая: проекты «Мои питомцы», «Узоры и орнаменты на посуде», «Моя семья», «Животные».

(Слайд 29) А следовательно формируется еще один вид УУД - коммуникативный.

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,

«опиши устно…», «объясни

(Слайд - 30)

Виды творческих работ на уроках литературного чтения способствуют формированию у детей положительной, познавательной мотивации

(Слайд 31 - 32) Практически на каждом уроке ребята работают в парах, группе. С первого класса выработаны правила поведения в паре и группе. В результате формируются коммуникативные способности сотрудничества: умение работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договариваться, учиться слушать товарища и высказывать свое мнение, формируется речевое развитие, речевое общение.

(Слайд 33-35)

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Мониторинг техники чтения за 2015 - 2017 уч.г;

Мониторинг промежуточной аттестации по русскому языку и математике во 2 классе 2016 - 2017 уч.г.

Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции

Просмотр содержимого документа
«Доклад с презентацией на тему "Мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения"»

Общеобразовательная школа I – II cтупеней № 16 г. Тореза

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –

ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Киба Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

классный руководитель 2 класса

руководитель школьной НМК кл. руководителей


Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили


Тема послекурсового задания -

формирование

общеучебных умений и навыков .


Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов


  • Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.


Виды мотивации

Походять від латинського " соmpete ", що означає " відповідаю "

Компетентність –інтегрована здатність учня, що складається із знань, умінь, досвіду і ставлення, що реалізуються на практиці

Компетенція - суспільно визнаний рівень знань, умінь, навичок і ставлень у певній сфері діяльності людини


Общая структура мотивации

Неперервна шкільна бізнес-освіта на Донеччині в широкому розумінні означає підготовку учнів до навчання протягом життя. Тому шкільна бізнес-освіта здійснюється на дошкільному та шкільному ступенях навчання, які є основою ефективності подальшої неперервної освіти, формують головні складові світогляду людини. Наданий варіант концепції складено саме для цих ступенів освіти. Програма неперервної бізнес освіти на дошкільному та шкільному ступенях враховує чотири рівні навчання й спрямовується на задоволення індивідуальних потреб.


Условия для развития интереса к обучению

Личность учителя

Методы и приёмы обучения



Современная школа – это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов,

возможностей и способностей.


Основа мотивации

Потребности ученика

Интересы личности

Учебно – познавательные

Формирование УУД


Универсальные учебные действия

ЛИЧНОСТНЫЕ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

регулятивные

познавательные

коммуникативные


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Планирование

1 .Общеучебные

1.Планированиеучебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками

2.Логические

2.Прогнозирование

3.Постановка и решение

3.Контроль

2.Постановка вопросов

4.Коррекция

3.Разрешение конфликтов

4.Управление поведением

партнёра

6.Саморегуляция

5.Умения выражать свои


Регулятивные УУД

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.


Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «Преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
  • «Ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

математика

  • Задание № 1
  • В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась его, в котором он записан.Проверь вычислением.
  • 14-4 18-2
  • 5+4 19-3
  • Задание № 2
  • Проверь верны ли равенства?
  • 5+4=7-3 4+1=7-2
  • Задание № 3
  • Турнир
  • На карточке дано ряд столбиков примеров. За 1 мин назвать быстро ответы на примеры. Чем больше правильных ответов, тем выше отметка.

Русский язык

  • Задание 1.
  • « Преднамеренные ошибки»;
  • Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)

  • (Умение контроля и коррекции)

  • Задание 2.
  • На доске заглавные буквы: В Д Е К Т
  • - Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
  • - Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?



Задания для диагностики и формирования познавательных УУД:

  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • хитроумные решения;
  • работа со словарями;
  • моделирование;
  • технологии критического мышления

(ассоциативный куст, синквейн);

  • дидактические игры;
  • проектная деятельность.

Задание№1

  • Покажи деду Морозу самый короткий путь.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Во втором классе в уроки часто включаются упражнения на различение геометрических фигур: прямая и кривая линии, отрезок прямой, замкнутая и незамкнутая ломаные, различные многоугольники.

М.И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть


Найди среди букв потерявшееся слово

раслонлуцветокалев



Проект по окружающему миру «Моя семья»


Проект по окружающему миру «Мои питомцы»


Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде »


Задания для диагностики и формирования коммуникативных УУД:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссвордов, плана к тексту, загадок, небылиц;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,
  • «опиши устно…», «объясни…»








Желаю успехов в профессиональной деятельности !

Cлайд 1

Cлайд 2

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. *

Cлайд 3

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. *

Cлайд 4

Учебная деятельность - это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". *

Cлайд 5

МОТИВЫ учебно-познавательные социальные позиционные быть полезным обществу желание выполнить свой долг понимание необходимости учиться чувство ответственности овладение новыми знаниями интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний самостоятельное совершенствование способов добывания знаний рациональной организации собственного учебного труда определенную позицию в отношениях с окружающими оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе самоутверждение заслужить авторитет *

Cлайд 6

Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса. *

Cлайд 7

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто - завышенной самооценкой. *

Cлайд 8

Узколичные мотивы (позиционные) выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы). *

Cлайд 9

Cлайд 10

МОТИВЫ внутренние внешние самостоятельной познавательной работе при оказании помощи взрослым Интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию каких-либо своих качеств, способностей осуществляется в силу долга ради достижения определенного положения среди сверстников из-за давления родных, учителя *
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!