Ракетный поезд "баргузин" сошел с рельсов. «Ядерные поезда» России отправляются в путь Что такое "Баргузин"

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.Предшественник «Баргрузина» «Молодец» БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.
Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.
Советский БЖРК шок для Вашингтона Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.
Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16– 18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».
Как резали «Скальпели» Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.
Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.
«Баргузин» главный козырь против ПРО США Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.
За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Огромный резонанс в профессиональной среде вызвала новость о заморозке проекта боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», известного больше как ядерный поезд. Информацию об этом со ссылкой на «информированного представителя оборонно-промышленного комплекса» распространила «Российская газета», официальное издание правительства РФ.

На момент подготовки материала Минобороны не комментировало ситуацию. Учитывая репутацию РГ, можно с уверенностью утверждать, что разработка «Баргузина» действительно приостановлена. Однако непонятно, почему наверху об этом решили рассказать столь деликатно, воздержавшись от публичного объяснения причин, которые, наверное, нет смысла скрывать.

«Тема создания ракетных поездов нового поколения закрыта, во всяком случае на ближайшую перспективу», - сообщила «Российская газета». При этом указывается, что «если срочно потребуется, наш ракетный поезд достаточно быстро доведут до рабочего состояния и поставят на рельсы». В причинах приостановки проекта «Баргузин» разбиралась «Русская Планета».

Вынужденная утилизация

Впервые о ходе работ по созданию нового БЖРК стратегического назначения Минобороны объявило в апреле 2013 года. 24 декабря 2014 года заместитель министра обороны Анатолий Антонов подчеркнул, что принятие на вооружение в РФ железнодорожного ракетного комплекса не противоречит положениям Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Разработка «Баргузина» началась в Московском Институте теплотехники (МИТ), предположительно, в 2011-2012 годах. В 2014 году был подготовлен эскиз, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР). В декабре 2015 года командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал о текущей «разработке рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса».

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк успешно завершились бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для нового БЖРК. Испытания заключались в том, что весовой макет будущей ракеты «выкидывают» из вагона с помощью порохового аккумулятора. Развёртывание ядерного поезда было запланировано на период между 2018-2020 годами.

«Баргузин» является глубокой модернизацией советского аналога РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 Scalpel - по классификации НАТО). Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство 20 октября 1987 года в Костроме. По информации Минобороны, главным преимуществом советского БЖРК была способность рассредоточиваться. Незаметно для средств разведки комплекс мог менять свое местоположение.

«БЖРК конструктивно представлял собой железнодорожный состав из двух-трех тепловозов и специальных (по внешнему виду рефрижераторных и пассажирских) вагонов, в которых размещались транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с межконтинентальными баллистическими ракетами, пункты управления пуском, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав и системы жизнеобеспечения», - поясняет Минобороны.

«Молодец» был принят на вооружение в период окончания холодной войны. К 1994 году Россия обладала 12 БЖРК с тремя ракетами в каждом. Три ракетные дивизии были развернуты в Красноярском крае, Костромской и Пермской областях.

В 1993 году Москва и Вашингтон подписали Договор СНВ-II, согласно которому наша страна обязалась снять с вооружения ядерные поезда. В 2002 году в ответ на выход США из Договора об ограничении ПРО 1972 года Россия денонсировала СНВ-II. Однако все же решила утилизировать «Молодцов». Нетронутыми остались только два поезда: один комплекс украшает Варшавский вокзал Санкт-Петербурга, а второй - Техническом музее АвтоВАЗа в Тольятти.

Неудачная попытка

Причины снятия с вооружения «Молодцов» во многом перекликаются с ситуацией вокруг проекта «Баргузин». Опыт эксплуатации БЖРК выявил ряд недостатков, которые в мирное время являются критическими. Речь идёт о дороговизне и нерешенных технических проблемах.

Минобороны предполагало, что железнодорожный состав с ядерной начинкой сможет перемещаться по всей железнодорожной сети СССР. Без сомнения, это было бы гигантским преимуществом. Именно с этой целью и создавалось новое средство доставки атомного оружия. Однако ядерный поезд оказался чересчур тяжелым, и его не выдерживала обычная железнодорожная колея. Только одна ракет весила свыше 100 тонн, а их было три на каждом БЖРК.

Известно, что в радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации «Молодцов» железнодорожное полотно было укреплено. Деревянные шпалы были заменены на железобетонные, обычные рельсы - на тяжелые, а насыпь сделали из более плотной щебенки. Очевидно, что перекладка всех железнодорожных путей под нужды БЖРК - бессмысленный с военной и экономической точки зрения процесс, который потребует гигантских расходов и невероятного количества времени.

Таким образом, перед МИТ стояла задача разработать более легкий и маневренный ядерный поезд. Из комментариев экспертов следует, что МБР для «Баргузина» создавалась на базе РС-24 «Ярс» и должна была весить менее 50 тонн. Только в таком случае эксплуатация БЖРК была бы обоснована. Не исключено, что у МИТ могли возникнуть сложности с созданием облегченной ракеты или самого железнодорожного состава.

Подобные проблемы могли возникнуть в связи с тем, что «Молодец» был полностью разработан и собирался в Украинской ССР. Разработчиком РТ-23 УТТХ является знаменитое днепропетровское КБ «Южное», а производство было налажено в расположенном неподалеку Павлограде.

Версия о неудачной попытке создать облеченную МБР косвенно подтвердил 3 июля 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин. В частности, он заявил о том, что промышленность готова к выпуску БЖРК и 100-тонной тяжелой баллистической ракеты в случае принятия такого решения и включения ядерных поездов в Государственную программу вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы.

В марте 2017 года телеканал «Звезда» утверждал, что БЖРК «готовится к финальному этапу испытаний». А в течение 2017 года федеральные СМИ неоднократно сообщали, что «Баргузин» должен войти в Госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. Однако включение в ГПВ ядерного поезда с ракетой весом 100 тонн, как указывалось выше, просто не имеет смысла.

Как сообщила «Российская газета», в конце текущего года опытный образец «Баргузина» ушел «в долгий отстой на запасные пути». Тем не менее, хоронить уникальный проект не стоит. Главная причина неудачи - отсутствие облегченного варианта МБР. Работы на этом направлении, вероятно, потребовали увеличения сроков и финансирования. Проект заморожен, и это означает, что Россия всегда может к нему вернуться, если того потребует обстановка.

Подпишитесь на нас

Тема создания ракетных поездов нового поколения закрыта, во всяком случае на ближайшую перспективу. Об этом сообщил информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России.

Напомним хронологию начала и окончания службы советского БЖРК стратегического назначения «Молодец», или «Скальпель», по западной классификации, а также несложившуюся биографию российского «Баргузина».

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком назначили КБ «Южное», находившееся в Днепропетровске. Весь железнодорожный ракетный комплекс назвали РТ-23 УТТХ и дали имя «Молодец». Первый полк ракетных поездов встал на боевое дежурство в октябре 1987 года. К началу 1991 года были развернуты три ракетных дивизии БЖРК . В США, проведя множество «шпионских» исследований, убедились в том, что уверенно отследить перемещение таких поездов, несмотря на ряд демаскирующих факторов, и гарантированно их уничтожить — не в состоянии.

И еще до развала СССР по настоянию Запада БЖРК стали нести боевое дежурство только в пунктах постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. То есть их главное преимущество — мобильность и скрытность обнулились.

В январе 1993 года Борис Ельцин и Джордж Буш (старший) подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Согласно его условиям, Россия должна была снять с вооружения и ликвидировать все свои БЖРК — всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. В начале мая 2005 года тогдашний командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов официально объявил, что БЖРК сняты с боевого дежурства в РВСН. К 2007 году были утилизированы все поезда и пусковые установки . Осталось два музейных полностью демилитаризованных экспоната.

Так закончилась жизнь стратегических «Молодцов».

Однако в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.

В 2014 году командование РВСН, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся.

И наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для российского БЖРК «Баргузин» . Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты «Ярс», адаптированной к железнодорожному комплексу.

А в конце 2017 года выяснилось, что «Баргузин» уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено. И дело, скорее всего, в финансах — на все их сейчас не хватает.


Вот что говорит по этому поводу начальник вооружения Вооруженных Сил с 1994 по 2000 год генерал-полковник в отставке Анатолий Ситнов. Именно он имел непосредственное отношению к сохранению оборонного могущества страны в мутные девяностые. При его участии создавались ракетные комплексы «Искандер», «Тополь-М» и . Более авторитетного специалиста найти трудно.

По словам А.П. Ситнова, Россия сегодня обладает вполне достаточной ракетно-ядерной мощью, чтобы нанести любому агрессору сокрушительный ответный удар. Причем стратегические ядерные силы за последние годы значительно обновились. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения, оснащенные ракетами «Булава». РВСН заменило устаревшие «Тополи» на новейшие , ставит на боевое дежурство еще более современные «Ярсы». ВВС испытывает крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. Поэтому затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы сейчас просто неразумно.

Тем не менее, отметил Ситнов, опытно-конструкторские работы по «Баргузину» проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд достаточно быстро доведут до рабочего состояния и поставят на рельсы.

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН


© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

«Ядерный поезд» - боевой железнодорожный ракетный комплекс - любимая страшилка в разговорах про стратегические вооружения, уступает, пожалуй, только легендарной «нейтронной бомбе». Недавно российским гражданам сообщили об отказе от запуска в серию новейшего БЖРК «Баргузин». Мы подумаем - а так ли он был нужен?

Чёрной-чёрной ночью чёрный-чёрный поезд мчится по заснеженному-заснеженному полю и несёт в себе ядерные-ядерные ракеты. Примерно так и представляется обывателям работа боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Неотличимый от простых поездов, он скрытно курсирует по необъятным просторам нашей страны. Внутри же сидят суровые и насторожённые военные, пьют чай из стаканов с подстаканниками и думают о судьбах Родины, готовые в любой момент запустить ракеты с ядерной боеголовкой.

Недавно стало известно, что разработка БЖРК нового поколения «Баргузин» была прекращена на этапе проектирования. И это не так плохо, как может показаться сразу, и уж точно не подразумевает серьёзных прорех в ядерном щите нашей страны. Всё дело в том, что поезд с ядерными ракетами был идеальным оружием только с точки зрения запугивания обывателей. С практической же стороны к этому чуду техники было очень много вопросов. Начнём с начала: в предыдущем подходе к теме было сформировано 12 поездов, каждый из которых нёс три ракеты, итого 36. По сравнению с общим советским арсеналом это была капля в море.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы РТ-23 «Молодец» несли боевое дежурство с 1987 года. В 2003–2007 годах они были утилизированы по договору СНВ-2, но две демилитаризованные пусковые установки сохранены в качестве музеев.

Вообще основная задача любого мобильного носителя - незаметно добраться на оптимальную точку пуска, отстреляться и постараться удрать живым на максимальной скорости. Ближе всех к противнику могут «подъехать» подводные лодки и самолеты-ракетоносцы, которые больше других подходят для всяких хитрых планов, с пусками из неожиданных мест и по нестандартной траектории.

Мобильные комплексы на колёсах справятся с этим хуже, зато могут двигаться, как тараканы, - легко менять направление и разбегаться после нанесения удара в разные стороны. Поезд же, как справедливо отмечал Андрей Макаревич, «проедет лишь там, где проложен путь».

еперь посмотрим на карту железных дорог нашей страны. Эффективно прятать поезд от всевидящих глаз спутников можно только в европейской части России, где есть разветвлённая сеть железных дорог. Гнать его по нитке Транссиба весело, но глупо. Но и в европейской части БЖРК не будет чувствовать себя вольготно: за последние годы среднесуточная скорость движения транспортных составов значительно снизилась из-за необходимости часто останавливаться и пережидать пассажирские поезда и составляет - та-дамм! - девять километров в час! То есть даже если спутник-шпион будет снимать «Баргузин» раз в сутки, он не уедет дальше чем на 200 с небольшим километров от последней фотографии.

Теперь немного о пресловутой незаметности. В сети есть воспоминания «матёрых» железнодорожников, оказавшихся неспособными отличить советский БЖРК «Молодец» от обычного поезда. Честно говоря, в это не очень верится. Три локомотива, за ними три пассажирских вагона, четыре почтовых, а затем рефрижераторные вагоны не с четырьмя, а с восемью осями. Вы часто видите такие поезда? Вообще микс из пассажирских и рефрижераторных вагонов - это уже очень редкое явление на желеной дороге. Предполагалось, что новые «Баргузины» будут использовать обычные четырёхосевые вагоны, однако это не сильно исправит ситуацию, хотя, конечно, они не будут выделяться так радикально, как «Молодцы» с их системами перераспределения массы на соседние вагоны.

Поверьте, знать о том, что к ним приехал «ядерный поезд», будут все работники от диспетчерской до депо. А в эпоху мобильников, инстаграма и повсеместной геолокации это превратится в увлекательнейшую игру по поиску в сети хэштега #nucleartrain и #barguzin. Фото на фоне поезда с ракетами - это прекрасно. Что уж говорить про современные цифровые системы учёта вагонов, способные запалить такие поезда в моменты выхода на линию. В итоге мы имеем очень интересный, сложный технически и дорогой проект сомнительной полезности. Опять-таки, в качестве страшной сказки на ночь ядерный поезд идеален. Он останавливается в чистом поле, из вагона-электростанции поднимаются специальные выдвижные устройства. Они закорачивают контактную сеть, во все стороны летят искры и молнии, на протяжении ближайших километров останавливаются все электропоезда. Затем провода отводятся в стороны, ракеты поднимаются и выбрасываются из пусковой установки на небольшую высоту, включаются маршевые двигатели, и вот подарки уже летят в сторону мирно спящей Оклахомщины. Увидишь такое во сне - проснёшься в холодном поту.

С точки же зрения практической реализации всё очень дорого, сложно и ещё раз дорого. Бросковые испытания система прошла, а значит, в случае строгой необходимости может быть достаточно оперативно доведена до практической реализации. Пока же наш поезд будет «стоять на запасном пути», и ничего страшного. Тем же, кто хочет лить слёзы по «мы в советские времена уууу», я рекомендую посетить питерский музей железнодорожной техники возле Балтийского вокзала. БЖРК «Молодец» там есть - можно поностальгировать.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!