Презентация на тему словесные дидактические игры в детском саду. И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир Словесные и живописные портреты русских

Слайд 1

«Записки Охотника»

И.С. Тургенев.

Краткая историко- литературная справка.

Исследование произведения: «Певцы»

Слайд 3

«Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». И.А. Бунин «Суходол».

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». И.С. Тургенев.

Слайд 4

«Все они (рассказы Тургенева) повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ…Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени». В.В. Набоков.

Слайд 5

Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

Слайд 6

Варвара Петровна Лутовинова (1787 -1850)

«Сироты не бывают долго детьми. Я сама была сирота и очень чувствовала прежде других свою пользу … У меня не было матери; мать была мне как мачеха. Она была замужем, другие дети, другие связи. Я была одна в мире».

Слайд 7

Слайд 8

Тургенев полюбил охоту раньше, чем стал писателем, а литературную известность приобрел благодаря охоте.

Портрет Тургенева – охотника.

Слайд 9

Слайд 10

С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские рассказы, которые впоследствии автор объединяет в отдельную книгу и называет её «Записки охотника».

Слайд 11

«Лебедянь». «Татьяна Борисовна и её племянник» «Смерть». «Певцы». «Пётр Петрович Каратаев». «Свидание». «Гамлет Щигровского уезда». «Чертопханов и Недопюскин». «Конец Чекртопханова». «Живые мощи». «Стучит»! «Лес и степь».

«Хорь и Калиныч» «Ермолай и мельничиха». «Малиновая вода». «Уездный лекарь». «Мой сосед Радилов». «Однодворец Овсянников». «Льгов». «Бежин луг». «Касьян с Красивой Мечи». «Бурмистр». «Контора». «Бирюк» «Два помещика».

Слайд 12

Основная тема и идея «Записок охотника»

Тема. Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянства Идея. Протест против крепостного права.

Слайд 13

Слайд 14

История создания

«Певцы» написаны в августе-сентябре 1850 г. Первоначально рассказ назывался «Притынный кабачок». Заглавие «Певцы» принадлежит, вероятно, Н. А. Некрасову.

1850 г. И.С.Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад» В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» - реально существовавшее лицо

Слайд 15

Современники о рассказе

Слайд 1

ПРОЕКТ учащихся 6 класса
МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа» Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А.

Слайд 2

Словесные и живописные портреты крестьян
По рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника»

Слайд 3

Слайд 4

Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь - мудрый хозяин - удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он - артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

Слайд 11

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей - завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, - простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

Слайд 12

« Певцы »
Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

Слайд 13

« Бежин луг »
Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века. Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.

Слайд 14

Слайд 15

ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША, КОСТЯ И ВАНЯ – ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ.КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ НЕПОВТОРИМАЯ ДУША,

Слайд 16

Слайд 17

Лицо ИЛЮШИ
« было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана. Тщательно стягивала его опрятную черную свитку».

Слайд 18

КОСТЯ -
« мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие. Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать,для чего на языке, -на его языке, по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно.»

Слайд 19

ФЕДЯ
«…был мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. …на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.»

Слайд 20

У Павлуши
« волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо. Да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»

Слайд 21

Слайд 22

« Бирюк »
«Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»

Слайд 23

И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности.
Бирюк-угрюмый.,мрачный, нелюдимый, одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена. Бирюк, «человек подневольный», отпускает мужика, зная, что не ради корысти, не ради наживы, а от безысходности, тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием. Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает, что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность.

Слайд 24

В рассказе « БУРМИСТР» (1847)

описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов - бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную.

Слайд 25

Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.
Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. « Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.» И.С.Тургенев.

Дата публикации: 2016-09-13

Краткое описание: ...

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок на тему:

«Рассказы И.С.Тургенева

«Записки охотника»

Защита индивидуального проекта»

Учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.

2016 год

Урок

РАССКАЗЫ И. С. ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».
ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: иметь знания о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературных героев; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: индивидуальная (презентация книжной выставки), групповая (презентация и защита проектов, демонстрация электронной презентации).

Интернет-ресурсы:

1. Бем, Елизавета Меркурьевна. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бём,_Елизавета_Меркурьевна

2. Дехтерев, Борис Александрович. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дехтерёв,_Борис_Александрович

3. Русская живопись. Русские художники. – Режим доступа: http://ruspainting.blogspot.ru/2011/01/blog-post_2901.html

Оборудование : плакат с названием урока; портрет И. С. Тургенева, обложка книги «Записки охотника» И. С. Тургенева (40  50); книжная выставка «Он прежде всего был художником...»; стенды «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”», «Три портрета (по рассказу “Бирюк”)»; компьютер.

Основные понятия и термины: крепостное право, сострадание, национальный характер.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня у нас царит атмосфера тургеневского праздника. Об этом говорит и оформление кабинета, и свежие буклеты на столах, и ваше приподнятое настроение. Тема сегодняшнего урока: «Рассказы И. С. Тургенева “Записки охотника”. Защита проектов». Проделана достаточно большая работа по подготовке к данному уроку. Прочитаны несколько рассказов из цикла «Записки охотника». Самостоятельно изучен теоретический материал, проведены репетиции, консультации учителя. Коллективно двумя проектными группами разработаны и выпущены буклеты. Сегодня состоится презентация и защита коллективных проектов по следующим темам: первая – «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», вторая «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)». Также мы познакомимся с материалами электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской» (индивидуальный проект). Оценивать работу двух коллективных проектов будет наше уважаемое жюри в составе группы учителей и учащихся из параллельного класса. Критерии оценки разработаны и внесены в карту оценивания коллективного проекта. (См. Ресурсный материал.)

Разрешите сказать несколько напутственных слов участникам: выступайте грамотно, аргументированно, эмоционально, показывая глубину знаний, эрудицию, выразительность речи. Пожелание членам жюри: стремитесь внимательно выслушать каждое выступление, задать свои вопросы, всесторонне оценить работу проектной группы. Удачи!

II. Практическая деятельность.

1. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», выполненного в форме буклета.

И в дымке розовой летая,

Заходит в душу доброта,

Так мысли грубые стирает

Земли святая красота.

Т. Жадова

План

1. Краткий пересказ рассказа «Хорь и Калиныч».

2. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».

3. Инсценирование отрывка из рассказа со слов «На заре Федя разбудил меня» до слов «...Я не ожидал таких нежностей от мужика».

Действующие лица : Хорь, Калиныч, Полутыкин, невестка Хоря, сыновья Хоря.

4. Устный рассказ «Словесное описание Хоря».

5. Устный рассказ «Словесное описание Калиныча».

6. Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”». (Наглядные материалы находятся на стенде «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”»).

7. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.

8. Экспресс-опрос по рассказу «Хорь и Калиныч». (См. Ресурсный материал.)

Вопросы

1. Верста, как известно, старая мера длины. Чему равна верста? И далеко ли находится вотчина Полутыкина, до которой, по словам помещика, «верст сто»? (Верста равна 1,06 км. Следовательно, сто верст это 106 км.)

2. Кому принадлежат слова: «И хорошо, батюшка, делаешь: стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще»? (Это Хорь дает совет господину Полутыкину.)

3. Кто кому дает такую характеристику: «Этому шалопаю грамота далась, у него и пчелы отродясь не мерли»? (Так Хорь говорит о Калиныче.)

4. О ком идет речь: «Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии...»? (Речь идет о калужском мелком помещике Полутыкине.)

5. Что удивило Полутыкина? «Я с изумлением поглядел на Калиныча: признаюсь, я не ожидал таких нежностей от мужика». (Полутыкин удивился тому, что Калиныч своему другу Хорю принес из леса пучок полевой земляники.)

2. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)», выполненного в форме буклета.

В страданьях сгорбилась Россия.

Без умудренной головы

В душе народ находит силы

Для состраданья и любви.

Т. Жадова

План проведения презентации (примерный)

1. Инсценирование отрывка из рассказа «Бирюк» со слов «Я ехал на охоту...» (начало рассказа) до слов: «Извольте сидеть!».

Действующие лица : охотник, лесник (обязательно в костюмах).

2. Краткий пересказ рассказа «Бирюк», начатый сразу после инсценирования следующими словами: «Вот так, на первый взгляд, незатейливо начинается повествование рассказа».

3. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».

4. Словесный портрет героя на основе собственного рисунка: «Фома по прозвищу Бирюк», «Лесникова дочь», «Бедняк есть бедняк». (Используются материалы стенда «Три портрета».)

5. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.

6. Проведение викторины по рассказу «Бирюк». (См. Ресурсный материал к уроку.)

Вопросы для защиты проекта (примерные):

1. Каково ваше общее впечатление от рассказа?

2. Продолжите ряд определений, характеризующих Бирюка как главного героя: гостеприимный, спокойный, «человек подневольный»...

3. Почему окрестные мужики Бирюка «боялись, как огня»?

4. Что заставило крестьянина в такую непогоду (дождь, гром) рубить дерево у Кобыльего Верху?

5. Как объяснить, что сначала мужик называет лесника по имени-отчеству Фома Кузьмич, а затем обрушивается с ругательствами: «азиат», «кровопийца», «душегубец окаянный», «зверь»?

6. За что охотник назвал Бирюка «славным малым»?

7. В чем вы видите современное звучание этого рассказа?

3. Демонстрация электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова».

Слайд 1. Название презентации: «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской».

Слайд 2. Портрет Н. А. Некрасова.

Подобно муравью, трудолюбив мужик.

Ни грубости их рук, ни лицам загорелым

Я больше не дивлюсь: я видеть их привык

В работах полевых чуть не по суткам целым.

Н. А. Некрасов

Портрет Ю. В. Жадовской.

Пройду своим путем, хоть горестно, но честно,

Любя свою страну, любя родной народ...

Ю. В. Жадовская

Слайд 3. Картина В. Серова «Мужичок с ноготок» (1896).

Однажды в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Слайд 4. Картина В. Маковского «Игра в бабки» (1870).

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 5. Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (1872).

Унеси ты, ветер,

Тучу градовую,

Сбереги нам, Боже,

Ниву трудовую!..

Ю. В. Жадовская «Нива»

Слайд 6. Картина В. Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).

Как тут таланту вырасти,

Как ум тут развернешь,

Когда в нужде и сырости

И в холоде живешь!

Н. А. Некрасов «Жизнь и приключения Тихона Тростникова»

Слайд 7. Картина А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» (1820-е).

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно-смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум.

Н. А. Некрасов

Слайд 8. Картина В. Е. Маковского «Свидание» (1883).

Нам домой скорей бы воротиться, –

Но зачем идем мы и туда?..

Сладко нам и дома не забыться

Встретит нас забота и нужда.

Н. А. Некрасов «Плач детей»

Слайд 9. Иллюстрация В. Серова «Матрена Тимофеевна» к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1951).

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 10. Картина А. А. Пластова «Жатва».

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 11. Картина И. Н. Крамского «Полесовщик» (1874).

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик трудясь, не думает,

Что силы надорвет.

Н. А. Некрасов

Слайд 12. Картина И. Н. Крамского «Крестьянин с уздечкой» (портрет Мины Моисеева) (1883).

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Н. А. Некрасов «Деревенские новости»

Слайд 13. Картина А. Степанова «Журавли летят» (1891).

Говорят – придет пора,

Будет легче человеку,

Много пользы и добра

Светит будущему веку.

Ю. В. Жадовская

4. Презентация книжной выставки «Он прежде всего был художником...».

5. Подведение итогов членами жюри. Вручение памятных призов.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Защита коллективных проектов состоялась и прошла довольно успешно. Интересный материал был предложен в электронной презентации. Живо и по-своему оригинально была представлена книжная выставка. Мне думается, что имя И. С. Тургенева (мастера портрета, мастера пейзажа, наконец, мастера художественного слова) стало ближе, понятнее и роднее каждому из нас. В заключение хочу привести слова исследователя творчества И. С. Тургенева доктора филологических наук, профессора Ю. В. Лебедева, который справедливо утверждает: «“Записки охотника” – это не только и не столько книга о русском крестьянстве, сколько книга о русском национальном характере». Читайте книги И. С. Тургенева – великого русского писателя!

Домашнее задание.

1. Познакомиться со стихами Ф. И. Тютчева, вспомнить известные стихи автора.

2. Индивидуальное задание: подготовить книжную выставку, придумать к ней название.

3. Индивидуальное задание (готовят вместе 2 ученика): подготовить презентацию, посвященную жизни и творчеству Ф. И. Тютчева.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Карта оценивания коллективного проекта
(по 10-балльной системе)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Замечания, пожелания членов жюри

Председатель жюри _______________________

Члены жюри _____________________________

Экспресс-опрос по рассказу И. С. Тургенева
«Хорь и Калиныч»

1. Чем отличается орловский мужик от калужского? («Породой людей».)

2. Почему «для охотника в Калужской губернии лучше»? («В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет, в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».)

3. Что такое пенька? (Пенька – это грубое прядильное волокно из конопли.)

4. Сколько детей было у Хоря? (Шестеро.)

5. Где Хорь построил избу после пожара? (На болоте.)

6. На каком музыкальном инструменте играл Калиныч? (На балалайке.)

7. Как называется любимая песня Хоря? («Доля ты моя, доля!»)

8. «Крепок ты на язык и человек себе на уме». О ком идет речь? (О Хоре.)

9. Чье это портретное описание: «Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо»? (Калиныча.)

10. О ком идет речь? «Подсадить Астронома!» – воскликнул г-н Полутыкин. (О собаке г-на Полутыкина по кличке Астроном.)

11. Чья это портретная характеристика: «Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос»? (Хоря.)

12. Кому принадлежат слова: «А что мне жениться? Мне и так хорошо. На что мне жена? Лаяться с ней, что ли?» (Феде.)

13. Солнечную или дождливую погоду предсказал Калиныч по следующим приметам: «Утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет»? (Предсказал, что будет дождь.)

Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. Как звали дочь лесника? (Улитой.)

2. Какую картину увидел охотник в избе лесника, отчего «сердце его заныло»? (Он увидел по середине комнаты люльку, которую качала 12-летняя дочь лесника.)

3. Чей это портрет? «Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глазки». (Бирюка.)

4. Кому принадлежат слова: «И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет»? (Так окрестные мужики говорили о Бирюке.)

5. Как называли в Орловской губернии овраг? (Овраг называли верхом. Например, говорили: «Встретил у Кобыльева Верху».)

6. О ком речь? «Другой голос закричал жалобно, по-заячьи». (Речь о воре-бедняке.)

7. У Бирюка было двое детей. Что ответил лесник на вопрос охотника о хозяйке? (Лесник ответил, что «с прохожим мещанином сбежала».)

8. Кому принадлежат слова: «Даром господский хлеб есть не приходится»? (Бирюку.)

9. Какое освещение было в избе лесника? (Лучина.)

10. О ком просит Бирюка бедняк: «Ее-то... один живот и есть... отпусти»? (Бедняк просит о лошаденке – единственной кормилице.)

7 ПЕРВЫХ ПАРНЕЙ ИЗ ДЕРЕВНИ НА ПОРТРЕТЕ

Простой мужик — на парадном портрете. Художники дали возможность спустя века увидеть представителей мужского рода России такими, какими они были по своей сути.

Иван Крамской. Портрет крестьянина. 1868

Несмотря на то, что Крамской был портретистом интеллигентного слоя русского общества и рисовал самых популярных и уважаемых на тот момент деятелей вплоть до императора, в свою галерею «лучших людей» он включил и этого крестьянина. Художник, разглядев в нем самобытность и силу личности, исполнил его портрет с торжественностью, свойственной парадным портретам «великих людей». Его «Крестьянин» — это своего рода исследовательская практика: желание понять — из каких первоэлементов складывается национальный характер, национальная психология.

Николай Ярошенко. Крестьянин. 1879

Ярошенко - военный по образованию и по службе, горячо любил искусство, особенно пафосно-трагическую его сторону. Вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся с жанровыми картинами. В крестьянских лицах он всегда мог найти то, что искал для вдохновения — чистую эмоцию, реалистичность, строгость, глубину и историю простого человека. На картинах его герои попадают в самые жесткие жизненные ситуации — от тюрьмы до похорон, — и понятно становится, что только сильный и смиренный крестьянин может пережить то, что хочет показать Ярошенко.

Виктор Васнецов. «Портрет крестьянина И. Петрова». 1883

Изображенный здесь крестьянин Иван Петров Владимирской губернии послужил прообразом Ильи Муромца, героя легендарной картины Богатыри. Васнецов сделал этот этюд в 1883 году, а самих богатырей закончил в 1898 году.

Илья Репин. Голова крестьянина. 1882

Репин немало прожил в деревне и хорошо представлял и деревенскую жизнь, и деревенские нравы. Поэтому на этюде, в котором он работал над головой сельского старосты, художник изобразил человека открытого, с крутым нравом, непримиримого и жесткого. У него строгий пронзительный взгляд из-под насупленных бровей, приподнятая вверх голова, узкие поджатые губы, прячущиеся под пышными усами. Это еще нестарый человек - об этом говорят его каштановые пышные волосы без седины, подбородок выбрит. Лицо с грубой кожей сурово, оно заострено и покрыто морщинами, как у тех, кто работает в поле.

Филипп Малявин. Портрет бородатого мужчины в тулупе

Даже изображая крестьян, Малявин уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой красочных пятен. Он добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь народных типов, передать многообразную шкалу чувств ‒ от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности.

Зинаида Серебрякова. Портрет крестьянина И.Д. Голубева. 1914


Записки охотника цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в году. В журнале«Собеседник» выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.


История В 1846 году Николай Некрасов и Иван Панаев начали издавать журнал «Современник» В январе 1847 г. в первом номере обновленного журнала «Современник», которым к этому моменту «рулили» Некрасов, Панаев и Белинский во второстепенном отделе «Смесь», мелким шрифтом, среди заметок на агрономические и хозяйственные темы был опубликован с подзаголовком «Из записок охотника» очерк из народной жизни «Хорь и Калиныч». По-видимому, ни автор, ни редакция не рассчитывали на шумный успех и на серию продолжений. Однако именно с этого рассказа началась блестящая писательская карьера Тургенева.


Тургенев занял первое место, потому что направил всю силу своего высокого таланта на самое больное место дореформенной общественности на крепостное право. Поощренный крупным успехом «Хоря и Калинича», он написал ряд очерков, которые в 1852 годубыли изданы под общим названием «Записки охотника». Книга имела большое историческое значение. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое она произвела на наследника престола, будущего освободителя крестьян.


Записки охотника «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ- это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.


«Хорь и Калиныч» Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.


Характеристика героев. Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь..


Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке


Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч. Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.


Место в творчестве и проблематика. Рассказы и очерки Тургенева охватывают и многие другие стороны русской жизни того времени. «Записки охотника» по своей проблематике и по своему авторскому видению мира явились своего рода увертюрой к дальнейшему творчеству Тургенева. В поэтических картинах родной природы, в лирических образах русских женщин, в исполненных тургеневского юмора и иронии зарисовках быта русского поместного дворянства угадывался будущий автор таких повестей, как «Ася», «Первая любовь», романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». В рассказах «Бурмистр», «Контора» Тургенев выступает как сатирик, обличитель помещиков-крепостников, продолжатель дела Гоголя.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!